Родителям

Уважаемые родители рады приветствовать вас на сайте Тюкалинской центральной детской библиотеки.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным, развитым, здоровым и имел в жизни успех необходимо научить его читать и работать с информацией.

 Предлагаем вашему вниманию некоторые статьи и ссылки на эту тему:

 

 

Почему и зачем учат дошкольника читать?

В вашей семье есть ребенок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркую красочную Азбуку или Букварь для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но что-то не получилось? В любом случае этот раздел сайта именно для тех взрослых, которые хотят помочь своему ребенку научиться читать.

 

Давайте сначала разберемся, зачем и почему взрослые учат дошкольников читать, ведь обучение чтению - часть общеобразовательной программы первого класса школы. Вариантов ответа на этот вопрос множество:

 

- вы сами рано научились читать, считаете, что и ваш ребенок должен так же рано научиться читать (но ваш ребенок - это не вы, - возможно, он совсем другой и умеет сейчас делать то, чего вы не умели делать в его возрасте!);

 

- вам кажется престижным, если ваш ребенок уже до школы научится читать (а почему бы ни научить вашего ребенка решать уравнения?);

 

- вы думаете, что ему проще будет учиться в школе, уже умея читать (а вдруг ему будет неинтересно учиться?);

 

- вам надоело ему читать детские книжки вслух - "пусть читает сам" (детские книги авторы пишут для того, чтобы именно взрослые читали их детям вслух, а дети еще не скоро смогут сами с интересом читать их!);

 

- ребенок проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать (отлично! Этот раздел именно для вас и вашего ребенка!).

 

Следующий, очень важный вопрос: сколько лет вашему малышу?

 

- 2-3 года. Чудесный возраст - ребенок начинает учиться понимать окружающий мир, с интересом знакомится с цветом, формой, размером предметов, очень непосредственно реагирует на свои успехи и неудачи, открыт к общению со взрослым. Но! Буквы в этом возрасте - непонятные и неинтересные иероглифы, суть, за ними скрывающаяся, пока недоступна для понимания маленьким человеком. Не стоит в этом возрасте усердствовать в обучении ребенка, будь то чтение, счет, иностранные языки. Лучше дайте ребенку возможность почувствовать окружающий мир с помощью зрения, слуха, вкуса, пальчиков. Научившись чувствовать мир во всех его проявлениях, ребенок с большим успехом в дальнейшем освоит навык чтения.

 

- 4-5 лет. С возраста 4-5 лет ребенок может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения, в этом возрасте особо выражено "чутье ребенка к языку". Поэтому, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 10-15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать занятия. Но если четырехлетка еще не научился сосредотачивать внимание, целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив, тогда лучше еще подождать.

 

- 6-7 лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

 

И еще один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребенка? Могут - в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности - игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать.

 

Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:

 

- Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

 

- Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

 

- Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.

 

- Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

 

- Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

 

- Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).

 

- Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

 

- Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

 

- Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

 

- Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

 

- Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

 

Автор: В.В. Мамаева

 

Советы для родителей по привлечению детей к чтению
 

СОВЕТ №1 Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

 

СОВЕТ №2 Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.

 

СОВЕТ №3 Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

 

СОВЕТ №4 Если учитель в силу разных причин не научил школьников работать с текстом: писать рефераты, конспектировать, выражать собственную мысль, помогите ребенку. Приобретите на эту тему пособия, их сейчас много в книжных магазинах.

 

СОВЕТ №5 Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить. Родителям полезно обзавестись специальными пособиями по обучению детей технике чтения. Сейчас таких пособий на книжном рынке появилось огромное множество.

 

СОВЕТ №6 Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

 

СОВЕТ №7 Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

 

СОВЕТ №8 Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.

 

СОВЕТ №9 Читая книги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловский говорил: «Не только вы собирали книги, но и они собирали вас».

 

СОВЕТ №10 Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

Ссылка на портал «Солнышко»

 

 


 

Информационно-библиографическая игра-поиск «Кладовая человеческой мудрости»

Информационно-библиографическая игра-поиск «Кладовая человеческой мудрости»

В русском языке сложено немало пословиц и поговорок о грамоте. Во все времена образованного человека уважали и прислушивались к его советам. Основными источниками знаний по-прежнему остаются книги, дающие ответы на самые каверзные вопросы.

22 ноября считается Днем словарей и энциклопедий, и днём рождения В. И. Даля - автора четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка».

Предлагаем вам проверить свои знания в области справочной литературы и ответить на задания информационно-библиографической игры-поиска «Кладовая человеческой мудрости».

А. В. Ремизов «Омское краеведение 1930–1960-х годов»

 

Краеведческий фонд нашей библиотеки пополнился новым изданием - монографией Александра Викторовича Ремизова «Омское краеведение 1930–1960-х годов». Всех, кто интересуется историей родного края, приглашаем к прочтению.

 

Обзор новинок «Библио-меню семейного чтения»

Обзор новинок «Библио-меню семейного чтения»

Чтение в семье – залог успешного развития и формирования разносторонней личности детей. Родителям необходимо регулярно расширять книжное пространство ребёнка, пополняя его новыми книгами.

Предлагаем родителям для совместного чтения с детьми книги серии «Стихи и сказки. Читаем вместе».

Информ-рекомендация «Секреты семейного чтения»

Чтение в семейной среде помогает маленькому читателю познавать окружающее пространство, развивает образное воображение, активизирует мыслительный процесс и формирует навык изложения прочитанного.

Как привлечь внимание ребёнка к книге? Сделать чтение интересным и полезным досугом? Ответы на вопросы вы найдёте в информ-рекомандации «Секреты семейного чтения».

Рекомендательный список «Семья и сказка – вместе навсегда»

Рекомендательный список «Семья и сказка – вместе навсегда»

Знакомство ребёнка с книгами начинается с чтения сказок. Сказку, прочитанную взрослыми вслух, дети легко запоминают и воспроизводят её содержание по памяти. Увлекательные сюжеты, необычные герои, множества волшебства и фантазии делают сказку хорошим помощником для родителей, открывающих ребёнку дверь в мир книги.

 

Памятка «В помощь чтению детей: важные советы»

Памятка «В помощь чтению детей: важные советы»

В современном информационном пространстве множество книг, которые ваш ребёнок может выбрать для чтения самостоятельно или обратиться за вашей помощью. Обращаясь к книге, маленький читатель учиться размышлять, сравнивать сюжеты нескольких произведений, описывать образы героев и формировать представление о прочитанном.

Как поддержать внимание ребёнка к чтению книг и привить ему интерес к чтению?

В этом вам помогут советы, предложенные в памятке «В помощь чтению детей: важные советы».

 

Мини-памятка «Как стать родителями читающего ребёнка»

Мини-памятка «Как стать родителями читающего ребёнка»

 

Уважаемые родители!

 

Во все времена книгу считали другом и помощником человека. И это не случайно. Она хранит в себе кладезь знаний, развивает мышление и воображение, учит жить в окружающем мире.

 

Её чтение важно для подрастающего поколения как основной источник человеческой мудрости, ценности знаний и разностороннего восприятия действительности.

 

Ребёнку необходимо овладеть этими знаниями и мудростями. Помочь ему в этом можете только вы, взрослые.

 

Предлагаем вам воспользоваться советами психологов и педагогов, представленных в мини-памятке «Как стать родителями читающего ребёнка. 

 

Рекомендательный список «Воспитайте книголюба»

Рекомендательный список «Воспитайте книголюба»

Уважаемые родители!

 

Познание мира и развитие мышления у ребёнка начинается со знакомства с книгой и её чтения.

 

Бывают ситуации, когда ребёнок не испытывает интереса к книге и отказывается читать.

 

Воспитать любовь к чтению и сделать книгу настоящим другом для маленького читателя, помогут издания, представленный в рекомендательном списке «Воспитайте книголюба».

 

Для детей старше 6 лет